• +7 (47356) 4-32-95
Никольское 1-е, Борцов Революции пл, 3

РПВ МКОУ Никольская-1 СОШ на 2021-2022 уч. год

 

 

 

                                                Пояснительная записка

 

       Рабочая программа воспитания (далее – Программа) является нормативно - управленческим документом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Никольская-1  средняя общеобразовательная школа», определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельностные направления осуществления воспитательной работы в образовательной организации.     

       Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; на основе Методических рекомендаций и Примерной программы воспитания Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н.

       Программа представляет собой открытый для всех субъектов образовательной деятельности документ, который дает представление о воспитательной работе в МКОУ «Никольская-1 СОШ».  В центре рабочей программы воспитания (РПВ) находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Таким образом, одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

         Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к познанию и обучению, ценностные установки и социально-значимые качества личности, активное участие в социально-значимой деятельности.      

         Программа включает в себя четыре основных раздела.

1.Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».

2.Раздел «Цель и задачи воспитания».

3.Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».

4.Раздел «Анализ воспитательного процесса».

         Программа является обязательной частью основных образовательных программ школы (ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО), призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. 

      Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения          школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.

 

 

                         

 

РАЗДЕЛ 1.

«Особенности организуемого в школе  воспитательного процесса»

 

         МКОУ «Никольская-1 СОШ» - общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность по программам начального, основного общего и среднего общего образования.

         МКОУ «Никольская-1» расположена в с. Никольское-1  Воробьёвского района Воронежской области. Реализует образовательные программы 3-х ступеней обучения: НОО, ООО, СОО. В школе обучаются 83 учащихся в 10 классах - комплектах. Школа имеет богатую историю и традиции и является культурным центром села. Значимыми партнерами школы являются Воробьёвская ДЮСШ, Воробьёвский ЦРТДиЮ, МКУК «Никольский-1 центр культуры» (в рамках сетевого взаимодействия) и другие организации.

          Воспитание и социализация в школе – это система, которая охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность обучающихся, деятельность и общение за пределами школы с учётом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации. Система открытая, так как посредством взаимодействия с социумом идёт процесс  адаптации и социализации школьников в обществе и изменяется в соответствии с потребностями окружающей среды.

        Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.      

         Основные традиции воспитания в школе:

- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

 - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении КТД отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;

- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.


                                                                         РАЗДЕЛ 2.

«Цели и задачи   воспитания»

 

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.    

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МКОУ «Никольская-1 СОШ» - личностное развитие школьников, проявляющееся:

1)                      в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе

этих ценностей (социально значимых знаний);

2)                      в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3)                      в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

    Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успехов достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

  1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего

образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

-                      быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),

внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

-                      быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в

 

учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

   - знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

-                      беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

-                      проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные

вопросы, не прибегая к силе;

-                      стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

-                      быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

-                      соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

-                      уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

  1. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)

таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

-    к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

-    к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

-    к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

-    к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

-    к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

-    к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

-    к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;


-    к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

-    к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

-    к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся

личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

  1. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования)

таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

-    опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

-    трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

-    опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

-    опыт природоохранных дел;

-    опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

-    опыт     самостоятельного     приобретения     новых     знаний,     проведения             научных исследований, опыт проектной деятельности;

-    опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

-    опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

-    опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

-    опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели

 

воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

1)      реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,

            поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и      анализа в школьном сообществе;

2)      реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,

            поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

3)      вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

4)      использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать

            использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

5)      инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

6)      поддерживать    деятельность      функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

7)      организовывать для школьников    экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

8)      организовывать профориентационную работу со школьниками;

9)      организовывать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

10)  развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее  воспитательные возможности;

11)  организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными  представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

           Реализация  поставленных  задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным  способом  профилактики  антисоциального  поведения школьников.  Работа педагогов по реализации данной программы, позволит обучающему получить  необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный  путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

 

РАЗДЕЛ 3.

                    «Виды, формы и содержание деятельности»

 

Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы школы.

 

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

 

          Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников.

         Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

- социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума;

- дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы и села;

- проводимые для жителей села и организуемые совместно с родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.

На школьном уровне:

- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и  на уровне села, региона, России, в которых участвуют все классы школы;

- торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей, а так же связанные с героико-патриотическим воспитанием;

- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:

- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы самоуправления, в Малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел;

участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела;

- участие в организации и проведении  мероприятий и  дел, направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического самоуправления класса.

На индивидуальном уровне:

- вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;

- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

 

3.2. Модуль «Классное руководство»

 

      Осуществляя работу с классом, педагог организует:

  • 1) работу с классным коллективом;
  • 2) индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
  • 3) работу с учителями, преподающими в данном классе;
  • 4) работу с родителями учащихся или их законными представителями

                   Работа с классным коллективом:

- инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

- педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности;

- поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;

- организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, героико-патриотической, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности), позволяющие:

- вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них;

- установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

- сплочение коллектива класса через:

игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков;

походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно с родителями;

празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т.д.;

регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

- мотивация исполнения существующих и выработка совместно с обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни.

Индивидуальная работа с учащимися:

- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – с психологом;

- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;

- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

- мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном детском/молодежном движении и самоуправлении;

- мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении;

- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

- привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной обстановке;

- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:-

- регулярное информирование родителей о школьных успехахи проблемах их детей, о жизни класса в целом;

- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

 

3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»  

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

         Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

   Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

        Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

         Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

        Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.

        Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.

          Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

          Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда.

          Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

 

3.4. Модуль «Школьный урок»  

       Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 

3.5. «Детские общественные объединения»

 

      Действующие на базе МКОУ «Никольская-1 СОШ» детские общественные объединения – это добровольные,  некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).

    Цель программы: формирование и развитие у обучающихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.

Задачи программы:

1. развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности, доброты, совести, ответственности, чувства долга;

2. развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности, дисциплинированности, инициативности, принципиальности, самоотверженности, организованности;

3. воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию.

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: 

- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении

- демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;  - организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; 

- договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, школьниками, не являющимися членами данного объединения;  клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне;

- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел).

 

3.6. Модуль «Волонтерство»

        Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность     школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом.   Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом: На внешкольном уровне:

участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий районного уровня от лица школы (в работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться на территории проведения мероприятия, ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.); 

участие школьников в организации культурных, развлекательных мероприятий, проводимых  на базе школы (в том числе районного характера);

посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации; 

привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы  – в проведении культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений;

участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся.

На уровне школы:

участие в работе школьного Совета профилактики;

участие проведении спортивных мероприятий и направленных на формирование ЗОЖ;

участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы;

участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников,  утренников, тематических вечеров; 

участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду,  благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками).

  3.7. Модуль «Профориентация»  

     Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности.

Эта работа осуществляется через:

- профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория»);

- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.

 

Система профориентационной деятельности

 

В системе проофориентационной деятельности МКОУ «Никольская-1  СОШ» выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая. Они проходят через два этапа профориентационной деятельности:

1 этап.

«Я и профессии вокруг меня». Уровень основной школы.

- Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.

- Профориентационный курс «Кем быть в селе».

- Профориентационные минутки на уроках.

- Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).

- Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем» в рамках недели эстетического цикла.

- Конкурсы (школьный, районный, областной уровни).

- Экскурсии по хозяйствам и организациям села (1 раз в полугодие).

- Встречи с представителями различных профессий.

- Знакомство с рынком труда села, города и области.

- День профориентации.

- Мониторинг профориентационной работы.

 

2 этап. «Мир профессий». Уровень старшей школы

- Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития.

- Профориентационные минутки на уроках.

- Профориентационные уроки по учебным предметам.

- Конкурсы (школьный, районный, областной уровни).

- Экскурсии на предприятия и организации села, района, области.

- Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций села, района, области.

- Знакомство с рынком труда в области, регионе.

- Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация, курсы по выбору).

- Трудоустройство в летний период.

- Открытые дни в ссузах и вузах.

- Мониторинг поступления учащихся в средне-специальные  и высшие учебные заведения.

- Мониторинг профориентационной работы.

3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»  

       Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МКОУ «Никольская -1 СОШ», при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.

       Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

- оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия;

- размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;

- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;

- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий;

- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;

- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.

 

 

 

 

 

3.9. Модуль «Профилактика»

 

     В современном обществе одной из актуальных является проблема, касающаяся поведения подростков. Не каждый из них осознает, какие их действия могут вызвать серьезные и трудно исправимые последствия. В школе проводится профилактическая работа с несовершеннолетними, включающая направления:

1. Индивидуальная профилактическая работа с подростками, состоящими на учете, девиантного поведения, группы социального риска.

2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, в отношении несовершеннолетних, безнадзорности и социального сиротства, защите прав детей.

4. Мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, курения табака среди несовершеннолетних.

5. Правовое просвещение несовершеннолетних. Формирование осознанного законопослушного поведения, навыков социальной ответственности.

6. Профилактика экстремизма в молодежной среде, формирование навыка безопасного поведения в сети интернет.

7. Профилактика детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде. Профилактика девиантного поведения является ключевой задачей для взрослых – родителей и педагогов. Профилактическая работа в школе предполагает формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков. Школа обеспечивает и расширяет безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно. Наиболее эффективными в этом смысле является система внеурочной деятельности, в которой учитываются потребности различного возраста. Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, спортивные, художественные кружки и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей. Индивидуальная профилактическая работа с обучающимся предполагает проведение бесед, посещение семьи, постановку на внутришкольный учет, назначение общественного воспитателя, шефа и пр. Деятельность включает в себя:

Консультирование по проблемам исправления выявленных при диагностике недостатков. Исследование личных особенностей, степени воспитанности детей. На основе изученного определяются конкретные задачи и методы последующего педагогического воздействия. Регулярное ведение дневника наблюдений за общением, поведением, положением каждого ребенка в коллективе.

Занятия классного руководителя, педагога-психолога, администрации учебного заведения с детьми, требующими коррекции.

Формирование условий для реализации творческого потенциала, поддержка при  организации досуга. Вовлечение обучающихся в общественную деятельность.

Обеспечение ненавязчивого контроля со стороны преподавателя, классного руководителя, социального педагога, директора образовательного учреждения действий детей в урочное и внеурочное время.

Привлечение к чтению художественных произведений.

Проведение тренингов по общению, психологической разгрузке, бесед, встреч с интересными личностями.

        Организация профилактической работы необходима для:

- оздоровления условий воспитания и жизни детей, когда ситуация создает угрозу для их нормального развития;

- влияния на детей, допускающих отклонение в своих действиях, так чтобы неправомерные и безнравственные привычки и взгляды не смогли закрепиться в их сознании;

- пресечения и выявления источников антиобщественного воздействия.

    Проведение профилактических работ ориентировано на: 

- выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей;

- обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных  склонить их к антиобщественным поступкам.

       В школе проводятся месячники профилактики. В них участвуют сотрудники правоохранительных органов, психологи и прочие специалисты. В рамках такой работы проводятся беседы по ПДД, об обязанностях и правах, здоровье и пр. Планирование этих месячников позволяет задействовать всех участников педагогического и воспитательного процесса. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на текущую ситуацию.       Ключевая роль во взаимодействии ОО и родителей принадлежит классным руководителям. Именно они обеспечивают организацию лекций, бесед, встреч со специалистами, осуществляют наблюдение, анализ, планируют профилактическую работу в классе. Педагоги должны установить взаимодействие с родителями. Это осуществляется не только в рамках собраний, но и в форме индивидуальной работы с каждой семьей. К ней, в частности, относится и консультирование родителей и детей на дому.

  3.10. Модуль «Работа с  родителями»  

      Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.

Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МКОУ «Никольская-1 СОШ» осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На школьном уровне:

- общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

- родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов;

- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;

- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На уровне класса:

- классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса;

- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;

- классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;

- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

- участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности;

- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей).

 

                                                             РАЗДЕЛ 4.

          «Основные направления самоанализа воспитательной работы»

 

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.

        Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса  являются следующие:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

       Осуществляется анализ классными руководителями совместно с администрацией школы с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

   (Какова динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?).

  1. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

   Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

     Осуществляется анализ заместителем директора по УВР, старшей вожатой, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

    Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

     Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

-    качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

-    качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

-    качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

-    качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

-    качеством существующего в школе ученического самоуправления;

-  качеством проводимых мероприятий (ДЕД, КТД и т.д.) в рамках РДШ;

-    качеством профориентационной работы школы;

-    качеством взаимодействия школы и семей школьников.

 

  1. 3.      Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детско-взрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми?).

 

  1. Управление воспитательным процессом в образовательной организации (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками?).

 

  1. 4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается школа –с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении?).

Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

Анализ воспитательного процесса проводится в конце учебного года согласно нижеприведенным критериям и показателям. Результаты отражаются в Анализе работы школы по итогам учебного года в разделе «Оценка воспитательной деятельности» и используются при определении задач и разработки планов воспитательной работы на следующий учебный год.

 

Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками педагогической диагностики. Диагностика воспитательной деятельности представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса воспитания. Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов разработан диагностико-аналитический инструментарий

 

Критерии и показатели анализа воспитательного процесса.

1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерий: динамика личностного развития школьников каждого класса. Показатели: личностный рост. Возможный нструментарий: наблюдения, опросники, методика П.В. Степанова «Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания».

Критерий: динамика уровня развития классного коллектива. Показатели: соответствие таким стадиям развития коллектива как «Алый парус» или «Горящий факел» (по классификации А.Н.Лутошкина). Возможный нструментарий: Методика А.Н.Лутошкина  «Какой у нас коллектив».

Критерий: положение ребёнка в детском коллективе. Показатели: каждый школьник принимаем в своем коллективе, имеет в друзей в этом коллективе, ощущает на себе его внимание и заботу. Возможный нструментарий: наблюдение за межличностным отношением в  классном коллективе, методика социометрии.

Критерий: участие класса в общешкольных делах. Показатели: системность, качество участия класса в общешкольных делах, включенность всех учащихся класса. Возможный нструментарий: анализ участия класса в общешкольных делах.

2. Воспитательная деятельность педагогов.

Критерий: психолого-педагогическая и организационно-методическая готовность к выполнению функций развития и воспитания обучающихся в соответствии с целевыми установками программы воспитания, ценностями и традициями школы. Показатели: знание основных закономерностей возрастного развития детей, социализации личности, умение строить воспитательную деятельность, направленную на достижение цели воспитания, с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, готовность к смене позиции прямого воспитания к созданию условий и педагогических ситуаций воспитания. Возможный нструментарий: опросники, самоанализ, наблюдение, методика А.И. Григорьевой «Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя».

3. Система управления воспитательным процессом в образовательной организации включает:

3.1. Изучение педагогами нормативно-правовых документов:

- Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959);

- Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989г.) с. 2-3

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

- ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»" с.8

- Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025г. с.9

- Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»» от 18 ноября 2013г. №ВК-844/07 с.11-12

- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №120-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ;

- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ  (с изменениями на 2 июля 2013 года);

- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.95 № 98-ФЗ.

3.2. Создание условий для профессионального роста педагогов:

- самообразование (участие в городских методических объединениях, городских проблемных группах, интернет-сообществах);

- курсовая подготовка;

- учебные семинары;

- вебинары;

- конференции;

- профессиональные конкурсы.

3.3.Поощрение педагогов:

- грамоты, благодарности, благодарственные письма;

- дополнительные дни к отпуску;

- стимулирующие выплаты.

4. Индикаторами ресурсного обеспечения воспитательного процесса являются:

4.1. Материально-техническое оснащение, позволяющее осуществлять учебно-воспитательный процесс:

4.1.1.Кабинеты (учебные классы, информатики, химии, физики, мастерская, спортивный зал, многофункциональная спортивная площадка, библиотека, столовая).

4.1.2.Техническое оборудование (ноутбуки, интерактивные доски, проекторы и др.)

4.2. Кадровое обеспечение.

Воспитательный процесс осуществляют квалифицированные педагоги (педагоги-предметники, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, классные руководители). Коллектив школы осуществляет межведомственное взаимодействие с заинтересованными организациями Воробьёвского района.

4.3. Информационные ресурсы представлены библиотечным фондом (учебная, художественная литература, справочная и энциклопедическая литература, печатные и электронные энциклопеди